Форум » Красная Гора - центр района » ИСТОРИЯ КРАСНОГОРСКОГО РАЙОНА (из печатных и электронных источников) » Ответить

ИСТОРИЯ КРАСНОГОРСКОГО РАЙОНА (из печатных и электронных источников)

Tasha: Только жители определенного уголка земного шара, могут во всей красе рассказать и описать место, в котором они родились и выросли. Меня же в Брянскую область, а именно в Красногорский район, привела история моих пращуров. Изучать эти места пришлось по источникам печатных изданий, по картам, архивным материалам. Надеюсь на интерес данной темы и для жителей Красногорского района и других форумчан, жителей других регионов, которых связывает с этими местами тот или иной «случай». Так что можно найти об этих местах в «источниках»?

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 5 All

Tasha: Первое упоминание Поповой Горы (Красной горы)

Job1984: с этой карты половину населенных пунктов можно смело стирать...

Anemona: Job1984 пишет: с этой карты половину населенных пунктов можно смело стирать... Стереть с карты, разрушить церкви, памятники, стереть из памяти - это уже было. Что бы память осталась, было что посмотреть тем, кто уехал в какие- либо времена и предлагается здесь размещать материалы о районе.


Job1984: Anemona +1024 кстати в Кр. Горе начали строить церковь

Tasha: Job1984 в Кр. Горе начали строить церковь Это же здорово! Церковь реставрируют или строят новую?

Job1984: Строят новую, старую взорвали, угадайте кто?

Tasha: Job1984 Время было такое. В нашем времени тоже есть свои "заморочки". Вот обнаружила видеосюжет по Красногорскому району. Камера сняла фрагменты построек, деревню, центр села. Теперь можно представить, как выглядит это место. Сюжет на злободневную тему. http://www.newstube.ru/media/syuzhet-gutiontovoj-zima-den%27-stendap-korrespondenta-bryanskaya-oblast%27-prosit-pomoshhi-u-belorussii

Tasha: Книга Большому Чертежу (1627 г.) По государеву цареву и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии указу сыскан в Розряде старой чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства, и в том чертеже и мера верстами, и мильми, и конскою ездою, сколько ехать днем станичною ездою на день, написано, и мера верстам положена. || Лист 1 об. И тот старой чертеж ветх, впредь по нем урочищ смотрить не мочно, избился весь и розвалился. А зделан был тот чертеж давно при прежних государех. И в Розряде дьяки, думной Федор Лихачев да Михаило Данилов, велели, примерясь к тому старому чертежу, в тое ж меру сделать новой чертеж всему Московскому государству по все окресные государства. А вот на листе 85 обороте А от Могилева до Радомля 30 верст, от Шклова 30 же верст, от Мстиславля 50 верст. А ниже Кричева 60 верст на реке на Соже город Пропоиск с правые стороны реки. , А против Пропоиска, от Пропоиска 80 верст, город Рославль. А город Рославль от Серпеиска 140 верст. А ниже Пропоиска, на реке на Соже 60 верст, город Чичерскои. А ниже Чичерска 120 верст, на Соже город Гомеи, а выше города Гомья 20 верст Пала река Ипуть. А вытекла Ипуть от Стародуба, протоку реки Ипути 130 верст. А от Гомя 80 верст на Ипути город Попова Гора. А ниже Гомя 180 верст пала в Днепр река Сожа. А выше устья Сожи реки 20 верст на Днепре город, За подписи нет. А ниже реки Сожи 40 верст, пала с левые стороны в Днепр река Десна. А река Десна вытекла от Дорогобужа, верховьем миновала с рекою с Угрою. Желающие могут прочитать текст источника в открытом электронном виде http://dalizovut.narod.ru/kn_bch/kn_bch.htm *** Есть еще одна информация из источника Черниговской Епархии. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ наличных священно-церковно-служителей Черниговской епархии на штатные места, согласно Высочайше утвержденному 17 января 1876 года расписанию приходов и причтов сей епархии. По Черниговской губернии, Суражскому уезду, Поповогорскому приходу Троицкой церкви (Попова Гора) Церковь Троицкая. Настоятель священник Иоанн Спасский, помощник священник Гавриил Горский, и. два псаломщика: 1-й диакон Василий Вербицкий и 2-й Иван Хандажинский.

Job1984: Мда ... Кирченко главой был лет так 15 назад.

Tasha: Job1984 главой был лет так 15 назад. У видеосюжета есть дата, когда он был сделан - 24.03.1999. Прошло 10 лет Все участники ролика стали старше на 10 лет, и теперь для них - это история. Авария на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 г. А здесь - Красногорский район 13 лет спустя. Job1984 Не могу нигде найти фотографию Троицкой церкви (Попова Гора) , какой она была до революции. Нет ли у Вас из какого-нибудь источника?

Tasha: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (ГАБО). Путеводитель. Часть первая. Брянск - 2008 В ГАБО хранятся метрические книги жителей населенных мест бывшего Суражского уезда Черниговской губернии. Ф.251 (Церкви Суражского уезда) - метрические книги сел с. Александровка с. Антоновка п-д Ардонь с. Богородицкое с. Бутчино с. Велико-Удебное с. Великий Бор с. Верещаки с. Верхличи с. Высокоселище с. Глинное с. Голубовка с. Гордеевка с. Графовка Кобыленка с. Далисичи м-ко Душатин с. Жовнец с. Заборье п-д Клинцы с. Кожаны с. Козаричи с. Косич с. Красновичи с. Кузнецы с. Кулаги с. Летяхи с. Лопатни с. Ляличи с. Мартьяновка с. Медведи с. Неглюбка с. Николаевка с. Новый Дроков с. Овчинец с. Петрова Буда (Борковка) с. Перелазы с. Попова Гора с. Рожны п-д Святск с. Смолевичи с. Старая Гута с. Струговская Буда г. Сураж Суражский уезд с. Творишино с. Теремошки с. Тулуковщина с. Увелье с. Уношево м-ко Ущерпье с. Ширки с. Шираевка с. Яловка ЗАГСы появились в 1917 году, поэтому, до этого года все "делопроизводство" велось в церковных приходах, к которым были приписаны определенные деревни (административные единицы). В деревнях церквей не было, только в селах. Поэтому для поиска архивных документов на родственника (дореволюционное время), необходимо четко определить церковный приход населенного места, в котором проживал человек, сведения о котором Вы ищете. Церковь Троицкая Поповогорской волости (с.Попова Гора) Суражского уезда Черниговской губернии являлась церковным приходом для близрасположенных деревень. Церкви Суражского уезда (церковные приходы) ф.251, 357 ед.хр. 1781-1787, 1790-1927, 1942 гг. г. Сураж: Благовещенская церковь Троицкая церковь Суражский уезд: с. Александровка – Николаевская церковь с. Антоновка – Михайло-Архангельская церковь п-д Ардонь – Рождество-Богородицкая единоверческая церковь с. Богородицкое – Николаевская церковь с. Бутчино – Рождество-Богородицкая церковь с. Велико-удебное - Вознесенская церковь с. Великий Бор – Вознесенская церковь с. Верещаки – Христорождественская церковь, Николаевская церковь с. Верхличи – Христорождественская церковь с. Высокоселище – Покровская церковь с. Глинное – Троицкая церковь с. Голубовка – Покровская церковь с. Гордеевка – Рождество-Богородицкая церковь с. Городечня – Введенская церковь с. Графовка Кобыленка – Успенская церковь с. Далисичи – Успенская церковь м-ко Душатин (Душатино) – Васильевская церковь с. Жовнец – Успенская церковь с. Заборье – Николаевская церковь п-д Клинцы – Вознесенская единоверческая церковь, Петропавловская церковь, Покрово-Никольская старообрядческая церковь, Преображенская старообрядческая церковь, Троицкая единоверческая церковь с. Кожаны – Успенская церковь, Рождество-Богородицкая церковь с. Козаричи – Николаевская церковь с. Косич – Рождество-Богородицкая церковь с. Красновичи – Николаевская церковь с. Кузнецы – Покровская церковь с. Кулаги – Рождество-Богородицкая церковь с. Летяхи – Успенская церковь с. Лопатни – Николаевская церковь с. Лотаки – Рождество-Богородицкая церковь с. Ляличи – св. Екатерины церковь с. Мартьяновка – Александро-Невская церковь с. Медведи – Покровская церковь с. Неглюбка – Николаевская церковь с. Николаевка – Николаевская церковь с. Новый Дроков – Николаевская церковь с. Овчинец – Димитриевская церковь с. Петрова Буда (Борковка) – Иоакимо-Аннинская церковь с. Перелазы – Васильевская церковь с. Попова Гора – Троицкая церковь с. Рожны – Благовещенская церковь п-д Святск – Покровская единоверческая церковь, Успенская старообрядческая церковь с. Смолевичи – Николаевская церковь с. Старая Гута – Николаевская церковь с. Струговская Буда – Николаевская церковь с. Творишино – Иоанна-Богословская церковь с. Теремошки – Михайло-Архангельская церковь с. Тулуковщина – Сергиевская церковь с. Увелье – Михайло-Архангельская церковь с. Уношево – Васильевская церковь м-ко Ущерпье – Николаевская церковь, Вознесенская церковь с. Ширки – Вознесенская церковь с. Шираевка (Ширяевка) – Покровская церковь с. Яловка – Покровская церковь

Tasha: Статью Василия Семашко можно прочитать здесь http://naviny.by/rubrics/society/2009/04/26/ic_articles_116_162339/ Теперь - это история Красногорского района.

Tasha: М.Н. Тихомиров "Список русских городов дальних и ближних" «Список русских городов» помещается обычно в летописях и сбор-никах XV-XVII вв. в виде особой статьи под названием: «А се имена всем градом Русским дальним и ближним» 2). В этой статье дается пере-числение русских городов, иногда с краткими пояснениями, сколько в них каменных стен и на какой реке они стоят. Перечисление ведет-ся в определенном порядке - с юга на север. Вначале указываются болгарские и волошские города, далее польские, киевские, волынские, литовские, смоленские и залесские, всего 358 городов. «Список рус-ских городов» помещен уже в рукописях XV в., следовательно, пред-шествует по времени известной «Книге Большому чертежу» по край-ней мере на полтора столетия, представляя собой значительный историко-географический интерес. .. 6. КИЕВСКИЕ ГОРОДА В непосредственном соседстве с болгарскими и волошскими < горо-дами > в «Списке русских городов" показаны киевские гроди. Пере-числение их ведется с юга на север, причем первоначально гово-рится о городах, ближайших к Киеву, далее о городах черниговских; заканчивается городами среднего Приднепровья и Припяти. В спи-ске города перечислены в таком порядке: Дверен, Корсунь, Треполь, Канев, Глинеск, Переяславль Русский, Юрьев, Пересечен, Василев на Стугне, Белгород, Чернъгород, Киев, Вышегород, Мирославици, Тмуторокань, Остречьскыи, Чернигов, Омелники, Сновеск, Брянеск, Ростовець, Унеятин, Новгород Северьский, Трубческ, Путивль на Семи, Рылеск, Куреск, Коршов, Снепород, Съкнятин, Грошин, Чемесов, Утешков, Синечь, Кляпечь, Ромен, Ковыла, Ворона, Сал, Песьи кости, Хотень, Ничян, Городище, Лошици, Бирин, Жолважь, Хотмышль, Чечереск, Тетерин, Попова гора , Пропошеск, Дроков, Гомий, Речиця, Могилев, Быхов, Лучин, Рогачев, Стрешин, Любечь, Навоз, Чернобыль, Копыль, Мозырь, Переров, Смедин, Туров, Иванов на Метлице, Вручий, Житомель, Коречь - всего 71 город. Наиболее трудным для правильного понимания «Списка» является установление того, к какому именно городу относится обозначение реки, на которой он стоит. Как следует читать, например, та-кое место отрывка: «Треполь на Днепре Канев»? Относится ли обозначение «на Днепре» к Треполю или Каневу, из «Списка» неясно. В данном случае и Треполь и Канев стоят на Днепре, но к чему относятся такие указания, как, например, «Жолважь на Ворскле Хотмышль», приходится каждый раз устанавливать по смыслу и знакам препинания в рукописи, потому что название реки поставлено то раньше, то после названия города. Из указанного в «Списке» 71 < киевского > города большое количе-ство названий неизвестно по другим сведениям или упоминается только в летописях XI-XIII вв., отсутствуя в более поздних источниках. Это давно уже вызвало представление о недостоверности «Списка русских городов». Так, П. Г. Клепатский считает, что указанные в «Списке» города Юрьев и Пересечен не существовали уже в XlV-XV вв. Он видит в этом доказательство недостоверности всего «Списка русских городов», так как Юрьев и Пересечен уже не упо-минаются документами XV в. Однако сам же Клепатский указывает, что на месте Юрьева впоследствии находилась Белая церковь, ко-торая могла получить свое название от руин Юрьевского собора 110). Нет никакого основания также думать, что в списке говорится о молдавском селе Пересечино под Оргеевом. Вполне возможно суще-ствование небольшого городка Пересечень в районе Киева, тем бо-лее что о нем упоминается в Ипатьевской летописи под 1154 г. где-то в районе Роси.

Tasha: Земли Красногорского района когда-то входили во владения Киево-Печерской лавры Владения Киевопечерской лавры, находившиеся в Новоместской сотне, составляли три волости: Бобовницкую, Попогорскую и Лыщицкую. Как велики были эти волости, видно из того, что по ревизии 1782 г. в них числилось бывших монастырских крестьян об. п. – 19947. История лаврских земельных владений, находившихся на левом берегу Днепра, остается до сих пор необследованной. Поэтому мы имеем лишь сбивчивые сведения о том, когда и кем даны были лавре три означенные волости. – Делая попытку разрешить этот весьма интересный в истории южнорусского землевладения вопрос, мы прежде всего знаем, что в конце XVI в. лавра не владела еще этими тремя волостями: в 1593 г., после смерти архимандрита Мелетия Хребтовича Богуринского, составлена была полная опись лаврских имений, но в числе их на левом берегу Днепра показана только "Поднепрская волость", состоявшая из нескольких сел настоящего Остерского уезда и из с. Навоза, Черниговского уезда. (586) В перв. полов. XVII в. лавре не от кого было получить таких огромных имений. После присоединения Малороссии к России, от царя Алексея Михайловича выдана была лавре (в августе 1658 г.) грамота на имения, но в ней названы только – г. Васильков и села по р. Стугне (587). Затем, в 1680 г., печерский архимандрит Гизель, прося у царя разных милостей, просил и "о грамоте подтвердительной на все права св. обители печерския, в которой бы маетности за Днепром обретающиеся, описаны были". Отсюда видно, что у лавры в 1680 г. за Днепром были уже маетности, на которые она не имела еще грамот. – В ответ на просьбу Гизеля о милостях, лавре в мае 1680 г. было выдано пять грамот, в которых, однако же, нет никаких упоминаний, ни общих, ни частных, о волостях Бобовицкой, Попогорской и Лыщицкой. (588) Упомянуты эти волости в первый раз лишь в грамоте 1720 г., выданной лавре после пожара 1718 г., когда "все крепости её на вотчины – погорели". При этом в грамоте 1720 г. сказано, что грамотой царя Федора Алексеевича, выданной 9 мая 1680 г. (по просьбе архимандрита Гизеля о выдаче грамоты – "по чему бы им на сей стороне Днепра владеть к тому Киевопечерскому монастырю вотчинами"), определено им (лавре) владеть на сей стороне Днепра – в Стародубском полку, маетностями: Поповой Горой, Бобовичами с принадлежащими к тому деревнями, "да селом Лыщичами да деревнею Павличами и Дубровною". Затем в той же грамоте 1720 г., далее, говорится, что игумен Роман Копа, приезжавший в Москву от лавры за этой грамотой, представил "выписи из киевской губернской канцелярии и с протестации, данной из ратуши (киевской) по объявлению от той Печерской лавры", в которых "написаны из тех, которые в Малой России местечки, села, маетности на сей и на той сторонах Днепра и по договору с поляки вечного миру, не отошли и владеют поныне той Печерской лавре, суть следующие: – в Стародубском полку: слободка Вышков, Верещаги, Неглювка, Увелля, озеро Коженовское, село Яловка, Святская слобода, Ширки, Макаричи, Заборье, Летяхи, Перелаз, слободка Эрденка с Туросенкою мельницею и прочими пожитками..." (589) Таким образом, из грамоты 1720 г. видим, что право на стародубские три волости подтверждено было по двум основаниям: ввиду грамоты царя Федора Алексеевича и каких-то выписей киевской губернской канцелярии и протестации, выданной из киевской ратуши; в грамоте 1680 г. упомянуты де Попова Гора и Бобовичи с деревнями, а в выписи или протестации – подробно перечислены эти деревни... Но мы видели, что в тексте грамот, выданных в мае 1680 г. (копии их оставались и после пожара 1720 г.) о Поповой Горе и Бобовичах и вообще о стародубских маетностях ничего не говорится; следовательно, явившийся в грамоте 1720 г. текст грамоты 9 мая 1680 г. – взят неизвестно откуда, так как он противоречит тем грамотам, которые сама лавра выдавала за действительные... Неизвестно откуда взят и перечень деревень Попогорской и Бобовицкой волостей, внесенный в ту же грамоту 1720 г. Ниже мы увидим, что основанием права на лаврские имения не всегда служили грамоты или универсалы. Случалось, что вовремя открытый крестьянам кредит одним из лаврских "городничих" давал возможность лавре завладевать целой деревней (см. ниже, д. Любовша). Значит, возможность для лавры приобретения имений, помимо пожалований и пожертвований – существовала. Пожалованием ли приобретены стародубские волости? – На этот вопрос трудно пока дать определенный ответ. (586) Архив Ю.З.Р., ч. I, т. I, №91, стр. 386. (587) Описан. Киевопечерск. Лавры, изд. 1831 г., стр. 210. (588) Там же, 211–220. (589) Там же, 292. Лаврские маетности, находившиеся в Новоместской сотне, разделены были, как мы видели, на три волости. Каждой волостью управлял отдельный "городничий" из монахов. "Городничие" пользовались огромной властью: они не только судили и миловали лаврских "подданных", почти бесконтрольно, но нередко самовластно распоряжались и с посторонними людьми, когда последние нарушали, по их мнению, в чем-либо лаврские интересы. Обиженные лаврскими "городничими" с трудом находили защиту у самого гетмана, который, хорошо зная, что у этих городничих отсутствует "подобающая чину их кротость", бессилен был для обуздания их "безправия". (590) Но зато ревность городничих достигала блестящих результатов в преуспеянии экономического состояния лаврских маетностей; последние быстро разрастались в населении и обогащали своего владельца обильными доходами. В лаврских маетностях народ вообще селился очень охотно, зная, что "городничие" всегда сумеют защитить его от "общенародных повинностей"; кроме того, лаврские маетности привлекали к себе народ еще простором своих угодий. О заманчивом просторе земельных угодий в этих маетностях народ помнит еще и теперь... (591) (590) Доказательством сказанному может служить следующий универсал Скоропадского: "Вам, п. Ивану Чарнолузскому, сот. полк. и наказн. полк. старод., объявляем, иж оказатель сего листа Симон Маслак, обыватель старод., жалосне в супплеце своей, доносил нам, что городничий Лищицкий отец Мойсей, приславши людей монастырских, самоволне и безправне, в место Стародуб, на двор супплекуючого, хати кгвалтом казал пороскидати, жону и детей жалобливого вигнати, якож вигнанние и тепер по чужих домах туляются. Под час таковой безправной на двор супплекуючого инвазии, коня его пограбил и инние шкоди в дворе его затеял. Прето хочай бы такового самовластия и обиди людям рейменту нашого од его, городничого, як чуем, же он не одному тое затеяв, чинячихся безправне, терпети не надлежало, должно бы оного за тую зуфалость и безправне преминувши суда, где козам роги правят равним наградити ему тое безправием и научити бы духовных особ подобаючой чину их кротости, однак оставляючи тепер тое до далшого определения, приказуем пилно вмти, абысь подданных монастырских велел на торгу заграбити и тот грабеж отдати жалобливому, поколя аж все его разорение и забор от стороны городничого, будет награждено и повторе упоминаем. З Глухова. Януар. 24, року 1720". (В соврем. копии, в наш. б-ке). – Маслак был разорен за то, что не допустил городничего отобрать у него земельного участка, будто бы завещанного лавре кредитором Маслака. Подобные приведенному универсалы исполнялись буквально. Городничий Мойсей Якубович в одной своей жалобе, 1724 г., писал: "и з тим гетманским уневерсалом Симон Маслак в Стародуб прибывши, заграбил на торгах в подданних богородичних (лаврских) пенки и прочиих вещей, рублей на 90 и болше..." (591) "В старые годы, когда мы были под монастырем, у нас была вольница или займанщина; тогда каждый волен был занимать земли столько, сколько ему было нужно, расчисти и – твое. Кто бере, тот и оре..." – Так говорили крестьяне бывших лаврских имений в Суражском уезде в 1882 г. членам статистич. отд. черниг. губ. земск. упр. – Материалы для оценки угодий, т. IX, Суражск. у., подворн. оп., 13. Географическое описание города Киева и всего Киевского намесничества вообще и со всеми уездами 1775-1786 гг. Новгородцов В.И. 1989 г. Попогорская волость. С. Попова Гора при впадении рч. Полонки в Беседь, "на гористом месте, открывающем взору пространный луг и поверхность отдаленных мест". Попова Гора принадлежит к числу старинных русских "городков", возникших не позже XVI в., в виде укрепленных центров, под защитой которых ютились поселки, возникавшие на равнинах. Попова Гора по актам известна с 1503 г., когда она была центром особой волости. По описанию 1654 г., – значится с одной церковью. Тогда же существовала отдельная Попогорская сотня. (598) Кз. А. 1 дв. Б. 2 дв., 2 х. Кр. А. л., гр. 13 дв., боб. 11 х. Б. л., 90 дв., 90 х. (598) Сборн. Русск. Истор. Общ. XXXV, 399, 430, 653, 693 и друг. Акты Ю.З.Р., Х, 299 и 836. Д. Ширки при р. Беседи. Кз. А. 4 дв. Б. 13 дв., 13 х. Кр. А. л., гр. 1 дв. и особо, около "дворца", боб. 8 х. Б. л., 40 дв., 40 х. и бзд. 3 х. Д. Любовша при рч. Любовше. Кр. А. значк. тов. Гаврила Хомченка, гр. 11 дв. Б. л., 49 дв., 51 х. и бзд. 12 х. – Каким образом в Любовше явилось лаврское владение, показывает следующий любопытный акт 1725 г., – "Мы нижеподписавшиеся именами обыватели деревне Любовши, чиним ведомо сим нашим доброволным записом, иж не примушоне, але цале прежних годов будучи зубожалие и не имеючи отколя заратоватися и прокормитися, в великих нуждах наших и в крайнем нашем убожестве, мусилисмо удаватися до прежних бивших отцев городничих волости Попогорской, просячи их, дабы нас по своей милости денгами и хлебом, в нужде нашой, вспомогали. И оние отцеве на прошение наше, чрез многие лета, сколко потребно нам было денгами и хлебом, нас ратовали, якого прето нами забранного денежного и хлебного долгу, ведлуг реестровной записки нашой, уиститися и набитками нашими не могучи, попустилисмо в вечность, на святую обитель Киево-Печерскую, грунта наши власние, отцевские и дедовские, зо всеми належитостями, як з полем пахарним, тако ж з верховою отчиною и сеножатми на любовшанском грунте лежащими, от которих яко от нас в вечность запроданими, оних вирекаемся. Если же их милость отци печерские по ласце своей позволят нам тими грунтами владети и по прежнему оними пожитковати, теди за тое повинни зостаем дань дорочную платити и пригон при обичних тяглостях отбувати. А ежели бы мел кто з нас упорность чинити и непослушенство, то от такового отобравши – иними своими людми оние виш помененние грунта осадити и во владение подати, что для лучшего вероятия и певности и писание сие наше даем в Богу превелебному его мил. г. отцу Иоаникию, городничому добр монастира киевопечерских лищицкому, бобовицкому и попогорскому". 599) В этом акте видим один из способов приобретения Печерской лаврой значительных земельных владений, помимо пожертвований и пожалований. (599) Акт подписан 12-ю крестьянами. К этому акту приложен список должников, с обозначением количества взятого в долг хлеба и денег. Наибольшее количество взятого хлеба не превышает: "жита – 4 осмачки, 2 чвертки; ячменю – 4 осмачки, гречки – 1 осм., а денег – только два домохозяева набрали по 55 "золотых", остальные были должны от 10 до 40 золот. Долги образовались за три года, 1716, 1718 и 1719. Д. Перелаз при рч. Дороговше, "коя при сем селе делает живую границу с Белорусскою губернией. В сей деревне имеется пограничный форпостный караул, с караулным офицером и солдатами". Кр. А. л., гр. 30 дв. боб. 18 х. Б. л., 71 дв., 86 х. и бзд. 16 х. С. Летяхи при рч. Дороговше. Кр. А. л., гр. 22 дв., боб. 8 х. Б. л., 44 дв., 50 х. и бзд. 4 х. Д. Кашковка при рч. Кашковке. В ревизии 1723 г. не показана. Кр. Б. л., 17 дв., 20 х. и бзд. 3 х. Д. Версличи при рч. Блешне. Кр. А. л., гр. 9 дв. Б. л., 36 дв., 38 х. и бзд. 2 х. С. Городечня при рч. Городечне. В ревизии 1723 г. не показано. Кр. Б. л., 60 дв., 66 х. и бзд. 7 х. Д. Селец (Селце) при рч. Полонке. Кр. А. л., гр. 19 дв., боб. 7 х. Б. л., 94 дв., 105 х. Д. Палуж при рч. Палуже, возникла из рудни. Кр. А. л., гр. 4 дв., боб. 2 х. и особо "работников руднянских, дворами своими жиючих – 12". Б. л., 40 дв., 43 х. и бзд. 7 х. Рудня существовала здесь еще и в 1781 г. "Оная рудня купно с мелницею, состоит на откупе у здешних трох мужиков, за заплату в год 90 рубл. и поелику в сей рудне наиболее делается железо к хозяйству деревенскому потребное, как-то: плуховие лемеши и чересла, то и распродают оное тут же приежающим покупщиком". Д. Макаричи при впадении рч. Крупца в Беседь. Кз. А. 6 дв. Б. 9 дв., 12 х. Кр. А. л., гр. 6 дв., б. 2 х. Б. л., 29 дв., 29 х. и бзд. 4 х. С. Заборье при рч. Лешне (приток Беседи), известно с перв. полов. XVI в. (600) Кз. А. 8 дв. Б. 8 дв., 8 х. и бзд. 1 х. Кр. А. л., гр. 33 дв., боб. 25 х. Б. 118 дв., 120 х. и бзд. 30 х. (600) Русск. Истор. Сборн. LIX, 147, 190 и друг. Слоб. Хорминка при рч. Хорминке (приток Беседи). По ревизии 1723 г. – "мужики убогие безгрунтовие, новооседлие" – 6 х. Кр. Б. л., 64 дв., 69 х. Д. Батуровка при руч. Уборецком. По ревизии 1723 г. не показана. Кр. Б. л., 64 дв., 68 х. и бзд. 4 х. Д. Антоновка "положение имеет на высокопокатистых местах, при самом березе р. Беседи, с левой стороны, в крутых берегах. В окончании ж жиллей, на восточной стороне, имеется здесь небольшой городок, окопанный довольно высоким земляным валом; но когда и кем оный сделан, жителе сее деревни никакого не имеют сведения; можно же приметить, что он сделан по причине близкой тут границы малороссийских земель к полским". – "Тут в слободе, стоят форпостной команды три человека солдат и столько же малороссийских казаков". Кр. Б. л., 60 дв., 65 х. Крестьянское хозяйство Попогорской волости в 1781 г. охарактеризовано так: "Между лесами, расчищенной пахатной земли неоскудно; стараются при том жители ежегодно и умножать оную, расчищая лесы. Пахатные поляны, называемые по здешнему лядами, вновь после расчищения бывают обыкновенно плодороднее последующих лет и потому жители стараются в продолжении на них хлебопашества, удобрять оные навозом. И по некотором времени принуждены бывают и совсем оставить на облог, переменяя другими вновь расчищенными, ибо оные чем далее становятся вовсе не способными к хлебопашеству и после запущения их, в короткое время, зарастают лесом. По прошествии нескольких лет опять расчищают жители и бывают по-прежнему плодородными. Кроме того, вырабатывают пеньку; пользуются при том от лесных привольев, как-то: бортевыми деревьями, коих во всей волости будет до 10000. Некоторые из жителей выделывают смоляной деготь и изредка чистой; делают также цыновки, рогожи и разную деревяную посуду, также колеса, сани, что все продают приезжающим к ним для покупки из Стародуба и из раскольничьих слобод, покупщикам". (принятые у Лазаревского сокращения: Кз. - казаков; Кр. - крестьян, А. - 1723 г.; Б. - 1781 г.; дв. - дворов; х. - хат; л. - лаврские; бзд. - бездворные; гр. - грунтовые (наделенные землей), боб. - бобыли).

Tasha: Ссылки на источники. По этой ссылке можно проследить историю административно-территориального деления (АТД) во времени Административное деление - сборник региональных справочников в формате djvu http://www.soldat.ru/admdel/ По этой ссылке можно узнать о погибших и не вернувшихся с войны участников ВОВ http://www.obd-memorial.ru/ Источники по Черниговской губернии (прежнее АТ Красногорского района) http://book-old.ru/BookLibrary/49000-CHernigovskaya-gub.html УДАЧИ ВСЕМ В ПОИСКЕ!

Tasha: Креплю информацию, из которой видно, что земли Поповой Горы (Красная Гора) были монастырскими и, следовательно, крестьяне были здесь - монастырские. В 1658 году русский царь Алексей Михайлович выдал Киево-Печерской лавре, архимандриту Гизелю грамоту на владение землями в Стародубском полку Поповой горой, ныне Красная Гора, Бобовичами с прилегающими к ним сёлами, «да селом Лыщичами, да деревней Павличи».

Tasha: Поселок городского типа Красная Гора ведет свое летоисчисление с 1387 года. Он расположен на берегах реки Беседь в юго-западной части Брянской области. В 1929 году первый Красногорский районный съезд советов оформил создание Красногорского района Западной области. В августе 1941 года район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Более двух лет фашисты хозяйничали на красногорской земле, расстреляли более 170 лучших людей. 28 сентября 1943 года войска Красной Армии принесли долгожданное освобождение. 620-летие поселка Красная Гора и 64-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков отметили жители Красногорского района Брянской области в минувшую субботу, 29 сентября. В этих мероприятиях принял участие депутат Государственной Думы В.А. Малашенко. Он возложил цветы к памятнику воинской Славы, выступил на торжественной церемонии открытия праздника. Приветствуя ветеранов, жителей и гостей Красногорского района, депутат подчеркнул, что доблестная Красная Армия в течение полутора месяцев очистила Брянщину от фашистов. Красная Гора – один из последних освобожденных населенных пунктов. Отметил, что в боях за освобождение Гомельской области Белоруссии полегли многие и многие уроженцы Брянского края, призванные в армию сразу же после его освобождения. Затем депутат кратко проинформировал о той работе, которую проводит Губернатор Н.В. Денин и администрация Брянской области по увековечиванию подвига участников Великой Отечественной войны, партизан и подпольщиков. Выразил уверенность в том, что Красногорский район, также как и вся Брянщина, будет и далее динамично развиваться вместе со всей Россией. В заключении В.А. Малашенко вручил главе Красногорского района П.М. Рожкову подарок – телевизор, который будет передан в районную больницу. Вместе с руководством района, а также членами делегации Гомельской области Республики Беларусь и Черниговской области Украины, депутат посетил подворья сельских поселений, где ознакомился с изделиями народных промыслов, заботливо сохраненными предметами старины. Состоялось непринужденное общение, в процессе которого В.А. Малашенко и другие гости и хозяева праздника исполняли народные песни, частушки, танцевали и поздравляли всех представителей поселений с 620-летием Красной Горы и 64-ой годовщиной освобождения района от фашистских захватчиков. БРЯНСК.RU Статья от 1 октября 2007, понедельник http://briansk.ru/society/poselku-krasnaya-gora-ispolnilos-620-let.2007101.79112.html

Tasha: Красная Гора, Церковь Троицы Живоначальной Фото Василия Филиппова (11 сентября 2009 г.) Церковь Дата постройки: 2003. Архитектор: . Адрес: Брянская обл., п. Красная Гора, пер. Юность, 3. Проезд: . =========== Деревянная церковь с двумя приделами (во имя Трёх Святителей и во имя Святителя Николая) была построена в Красной Горе в 1784 г. Богослужения в храме совершались до января 1930 г. Летом 1937 г. здание полностью разрушили, брёвна от храма были использованы как стройматериалы и в качестве дров. В дальнейшем в Красной Горе не было ни церкви, ни молитвенного дома. В 2001 г. в посёлке была образована православная община. Районная администрация передала общине бывшее здание детского сада, в котором в 2003 г. был открыт храм. http://sobory.ru/article/index.html?object=13198

Tasha: 23 октября – правящий Архиерей Брянской Епархии совершил Архипастырский визит в храмы Клинцовского и Новозыбковского благочиний. В пгт. Красная Гора Владыка Феофилакт в сослужении благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожая и благочинного Клинцовского округа протоиерея Василия Воликова совершил закладку камня строящегося храма во Имя Святой Троицы. Деревянный храм на каменном фундаменте был построен в 1784 г. В храме было два придела: во имя Трех Святителей и во имя Святителя Николая. У храма была трехъярусная колокольня с шестью колоколами. 28 февраля 1922 г храмовое имущество было описано представителями сельского совета. Настоятеля храма священника Василия Спасского вместе с матушкой Татьяной лишили избирательных прав. В 1926 г отец Василий скончался. В январе 1930 г в храме прекратилось Богослужение. Храм был разрушен летом 1937 г специально прибывшей для этого в Красную Гору бригадой плотников. Они попытались с помощью веревок сорвать купол и сбросить его на землю. Несколько попыток оказались безуспешными. Тогда плотники подрубили купол со всех сторон, и только после этого им удалось обезглавить храм. Бревна разрушенного храма были использованы как стройматериалы и в качестве дров. С 1937 г по 2003 год в Красной горе не было ни храма, ни молитвенного дома. В 2001 г в поселке была образована Православная община. Районные власти передали общине задние, в котором, при поддержке общественности и на пожертвования благотворителей, был устроен храм. Исполняющий обязанности настоятеля – иерей Виктор Коврижко. (Источник: Статья Брянской епархии http://bryansk-eparhia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=487&Itemid=86 )

Tasha: Михаил Лежнёв, Сергей Стешец ЗЕМЛЯ СУРАЖСКАЯ ... В 1797 году Сураж из поветового города Новгород-Северского наместничества был переведён в заштатные города, а в 1803 году назначен уездным городом Черниговской губернии. Полностью он назывался Сураж-на-Ипути. В Суражский уезд входило пятнадцать волостей, и располагался он на огромной территории, на которой проживало 150 000 человек. В составе уезда числились почти все пункты нынешних Суражского и Красногорского района, часть сёл и деревень Унечского и Клинцовского районов и город Клинцы. Суражский уезд был самым северным и самым бедным в Черниговской губернии. В документах Черниговского статистического отделения при губернской управе было сказано: "Почва Суражского уезда очень скудна и еле-еле оплачивает затраченный на её труд земледельца. Уезд не может даже пропитаться собственным хлебом. Своего хлеба хватает до филипповки, до рождества, редко до весны. По меньшей мере половина жителей уезда редко видит чистый хлеб. Костер, сивец, метлюг и другие сорные травы, растущие и вообще низких полях Суражского уезда, обильнее возделываемых растений, входят как необходимый составной элемент в хлеб Суражского крестьянина. Нередко случается видеть, что хозяйка бедного или несчастного семейства с половины зимы уже ходит по утрам к зажиточным соседям с горшком и просит варева (квашеной капусты и свеклы)....



полная версия страницы